В этой статье я расскажу про самые интересные шедевры Русского музея, про все картины, стоимостью более 1 000 000 $, а также дам советы, как получить максимум удовольствия посещения.
Содержание
Самые знаменитые шедевры Русского музея
Помимо указанных мастеров живописи, в стенах музея хранятся шедевры, впечатление от экспозиций без которых будет неполным. Эти картины всегда на слуху и ярко характеризуют периоды становления русской живописи.
Последний день Помпеи
Шедевр на все времена писался Карлом Брюлловым около шести лет, включая наброски и эскизы. Художник лично посетил Неаполь и присутствовал при раскопках города Помпеи около Везувия. Для полной исторической достоверности полотна, живописец консультировался с археологами и историками, а многие лица нарисованы с реальных гипсовых слепков погибших при извержении вулкана жителей Помпеи.
Полотно, после громкого успеха на выставках в Милане и Париже, было подарено императору Николаю I. Сам Брюллов был удостоен золотой медали от французской академии художеств.

Очередь
Яркой фигурой советского авангарда является живописец Алексей Сундуков. Мастера ставят наравне с Малевичем по способу передачи эмоций простыми формами. Его картина «Очередь» — самая поздняя из рассматриваемых шедевров, — она датирована 1986 годом. Огромная, возникшая ниоткуда и непонятно за каким товаром стоящая очередь буквально гипнотически действует на зрителя. Это самое безжалостное изображение эпохи дефицита, наступившей в уже разваливающемся Советском союзе, которое стало знаковым для конца 20 века.

Переход Суворова через Альпы
Василий Суриков запланировал свой шедевр к 100-летию альпийского похода Суворова. Ради достоверности в изображении пейзажа и особенностей рельефа Альп, художник лично ездил в Швейцарию. Движение, катящихся как лавина со спуска солдат, выписано невероятно достоверно. Говорят, именно передача скольжения по льду людей особенно долго не давалась мастеру. Детально прорисовано каждое лицо персонажей полотна, солдаты и казаки имеют свою индивидуальность: выражения страха, смеха, серьезности и сосредоточенности заставляют долго вглядываться в полотно. Спокойное лицо полководца Суворова, маленького и худого старика, – Суриков взял по легенде или у отставного офицера, или у учителя гимназии.
Император Николай II был настолько восхищен получившейся картиной, что сразу выкупил ее для Русского музея.

Оборона Севастополя
Шедевр Александра Дейнеки создавался в 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны.
Справка: мастер работал военным журналистом и сам неоднократно побывал на линии фронта. Однако, свою главную работу он рисовал по фотографии.
Замысел полотна, передающего ужас войны, появился у автора после попавшегося ему на глаза снимка разрушенного Севастополя. Детали и образ города, уничтоженного войной, оставили глубокое впечатление у художника.
Огромное героическое полотно, выполненное в характерном для советского искусства экспрессивном стиле, создает очень мощное впечатление. Особенность шедевра – в непропорциональности фигур – защитники Родины выглядят гигантами по сравнению с захватчиками.

Витязь на распутье
«Сказочная тема» представлена в Русском музее самым известным художником подобных сюжетов – Виктором Васнецовым. Его «Витязь на распутье», в отличие от «Богатыря» Врубеля, написан в традиционном стиле, без искажения пропорций.
Перед своим шедевром Васнецов создал пробную картину. «Воин в шлеме с кольчужкой», находящийся на данный момент в Серпухове, практически идентичен окончательному варианту, но имеет ряд фундаментальных отличий. В окончательной версии Васнецов повернул богатыря спиной к зрителю (фигура стала монументальнее, а на первый план в композиции вышла надпись на камне), убрал дорогу (демонстрирующую наличие хоть какого-то пути) и стер часть надписи, показав неумолимый ход времени.
В итоге, шедевр приобрел большую суровость и навевает на зрителя чувство безысходности, конца всех дорог. Картина была куплена и долго находилась в коллекции у знаменитого мецената Саввы Мамонтова.

Смерть комиссара
Для ознакомления с советским периодом живописи следует в первую очередь обратить внимание на ключевую фигуру эпохи: Кузьму Сергеевича Петрова-Водкина. В отличие от тяги к гигантизму и пафосу советской идеологической культуры, мастер в своих работах предельно честен. В этом уникальность его «Смерти комиссара», которая писалась ровно год. В ней гибель на поле боя показана как страшная обыденность: атака продолжается, солдаты не выражают скорбь или печаль, а просто бегут дальше. И сам комиссар, так же как и поддерживающий его боец, равнодушен к своей судьбе. Усталые от Гражданской войны, герои апатично следуют навстречу своей судьбе.

Ангел Златые власы
Российская иконопись славится по всему миру. А самый ценный и древний ее памятник хранится в Русском музее. Икона «Ангел Златые власы» предположительно датируется 12 веком, принято считать, что родом она из Новгорода, а автор остался неизвестен. Особенность иконы – в редком, византийском стиле ее написания. В мире существует всего двадцать творений подобного стиля.
Волосы вестника Бога вышиты сусальным золотом, отчего шедевр получил свое название.

Картины Айвазовского
Невозможно пройти мимо полотен знаменитого художника-мариниста. Английский живописец Уильям Тернер, преклоняясь перед его талантом, посвятил ему стихотворение.
Его «Девятый вал» известен во всем мире; это первое, что приходит на ум при упоминании Ивана Айвазовского. Сам царь Николай I приобрел картину для своей коллекции.
Интересно то, что, ранее живописец никогда не переделывал небо на своих картинах, но в «Девятом вале» оно буквально было переписано заново. В итоге Айвазовский смог добиться невероятного эффекта в изображении пробивающегося сквозь тучи солнца.
В 2005 году на аукционе картина была оценена в 1,704 млн $.
Еще шедевр, хранящийся в Русском музее и написанный незадолго до смерти живописца – «Волна». Это полотно считается наравне с «Девятым валом» одним из сильнейших у Айвазовского.

Картины Куинджи
Самая известная картина Куинджи в Русском музее — это «Лунная ночь на Днепре».
Ради этого шедевра сам художник долго организовывал моновыставку: следил, чтобы правильно подобрали помещение и освещение полотна. Это была первая выставка одной картины в Петербурге, которая собрала аншлаг.
Картина была показана в темной комнате, но краски буквально светились. Пейзажи Куинджи нередко строились на контрасте света и тени, в первую очередь он считался гениальным колористом.
Некоторые утверждали, что он связан с «нечистыми силами». Другие – что краски ему готовит его друг Д. Менделеев. Третьи обвиняли его в скрытной подсветке картин, которая с годами должна исчезнуть.
Картину купил великий князь Константин Константинович – родственник царя и известный меценат. Узнав от Тургенева о необычной картине, которую скоро должен был закончить Куинджи, он отправился посмотреть на нее. Раз в неделю художник открывал свою мастерскую на два часа для посетителей, и как раз в один из таких дней туда заглянул молодой князь. Одет он был скромно — Куинджи подумал, что перед ним обычный морской офицер.
Когда Константин спросил про стоимость, как обычно прямой Куинджи ответил: «Да зачем вам? Ведь всё равно не купите: она дорогая». На повторный вопрос художник задрал цену на 5000 рублей (большие деньги по тем временам), и с удивлением услышал о согласии ее купить. Только потом ему рассказали, что за высокий гость к нему заходил.
«Лунная ночь на Днепре» не дошла до современного зрителя в первозданном виде – она потемнела от воды и сырости на яхте у великого князя. Но очарование таинственного лунного света все равно чувствуется в этом шедевре.

Сразу после выставки, имеющей шумный успех, художник неожиданно перестал появляться на публике.
«Радуга» — это первая работа после двадцатилетнего перерыва, которую Куинджи показал публике. Шедевр художника писался пять лет и не менее известен, чем «Лунная ночь…» Здесь в полной мере видна тяга живописца к нестандартным цветовым решениям и световым эффектам. Очень необычно нестандартное изображение радуги: она не семицветная, а больше похожа на вспышку света. Эта картина обязательна к просмотру для тех, кто хочет в полной мере понять талант мастера.

Картины Репина
Главный шедевр Репина «Бурлаки на Волге» также хранят стены Русского музея. Интересно, что главный шедевр был написан художником в молодом возрасте: ему еще не было 30 лет.
Лица персонажей реалистичны и достоверны, так как мастер лично был знаком с каждым из изображенных работников-бурлаков и подолгу вел с ними беседы. Это помогло ему отразить на холсте своеобразный и самобытный характер каждого персонажа.

Илья Репин знаменит и другими своими картинами. Например, в музее находится полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», которое еще раз подтверждает мастерство мастера в создании индивидуальных, характерных портретов.
Картина признана исторически недостоверной, но имела шумный успех и была выкуплена императором Александром III.

Особого внимания заслуживает самая масштабная работа художника: «Торжественное заседание Государственного совета».
Этот панорамный шедевр был выполнен Репиным в рамках правительственного заказа в честь столетнего юбилея со дня учреждения совета.
На картине изображен 81 человек. Под монументальное полотно и предшествующим ему шестьюдесятью портретам государственных деятелей выделен отдельный зал с естественной подсветкой – окном в потолке. Каждое из лиц на огромном холсте узнаваемо, а масштабы и реалистичность композиции позволяют зрителю окунуться в эпоху начала 20 века и создают эффект присутствия на этом знаменательном событии.

Картины Семирадского
Генрих Семирадский – талантливый живописец конца 19 века – один из классиков академической живописи. В основе его творчества – библейские, античные и исторические сюжеты.
«Фрина на празднике Посейдона» — шедевр, принесший ему мировую известность. Ради написания картины художник ездил в Грецию, чтобы окунуться в атмосферу юга и античности.
Полотно поражает своими гигантскими размерами. Картина стала самым популярным экспонатом, и сразу после выставки была выкуплена за 30000 рублей императором Александром III и размещена в коллекции музея. Сам Семирадский за заслуги в искусстве был принят в ряды членов Академии художеств.

Картины Филонова
Ценители современных течений в искусстве смогут познакомиться поближе с неоднозначным творчеством советского художника-авангардиста Павла Филонова.
Русский музей владеет такими его картинами как «Крестьянская семья» и «Формула весны».
На настоящий момент его картины стоят миллионы долларов, хотя сам художник умер нищим от голода в блокадном Ленинграде. В СССР не провели ни одной его выставки: единственная, запланированная Русским музеем в 1929 году сорвалась по идеологическим причинам.

Картины Шишкина
Шишкин был одним из немногих художников, успех и слава к которому пришли при жизни. Он написал более 800 картин и умер прямо за мольбертом. Достойная смерть для творца.
В Русском музее можно можно увидеть: «Корабельная роща», «Ручей в березовом лесу», «Мордвиновские дубы» и самую его колоритной картину «Перед грозой». Глядя на шедевр, буквально можно почувствовать, как застыла вся природа в ожидании грозового раската.

Картины Врубеля
Впечатление от экспозиций, представленных в картинной галерее, будет неполным без мрачных и внушительных полотен первого русского символиста Михаила Врубеля.
В первую очередь следует обратить внимание на его картину по русским сказкам: «Богатырь».
Типичное для Врубеля искажение пропорций не выглядит гротескно, а подчеркивает силу и простоту русского былинного персонажа. Интересен факт, что мастер нарисовал картину сразу на холсте, без подготовки, набросков и эскизов.
В стенах музея хранится и незаконченная картина демонического цикла мастера: «Летящий демон». По мнению многих людей его времени, именно углубление в этот цикл картин привели художника к душевным мукам, а впоследствии и к сумасшествию.

Картины Малевича
Музей обладает уникальной по своей величине коллекцией работ знаменитого Казимира Малевича: в собрании более 100 картин живописью и 40 – графикой.
«Голова крестьянина» — эскиз к утерянному большому полотну «Крестьянские похороны», написанный в оригинальной манере супрематизм. Своим стилем картина отдаленно напоминает икону, но написанную в очень примитивной манере. Также в музее хранится большое полотно «Скачет красная конница» — единственная признанная в Советском союзе абстрактная работа Малевича.
В корпусе Бенуа среди коллекции Казимира Малевича хранится скандально-известный «Черный квадрат» — один из четырех написанных. Шедевр одновременно выражает идею, что современное искусство больше не требует изображения предметов («нуль форм» или «ничто») и символизирует икону нового времени – пустоту, без бога (на выставке картина висела в красном углу). «Черный квадрат», хранящийся в русском музе, — второй по счету из написанных. Первый, с которого делались авторские копии остальных, находится в Третьяковской галерее. Вариант в Русском музее готовился для выставки в Венеции и отличается от первого квадрата размерами и пропорциями.

Картины Верещагина
Любителям истории и описаний военных сражений стоит увидеть знаменитые картины мастера-баталиста – В.В. Верещагина. Сам художник непосредственно участвовал в военных действиях в Средней Азии, служил во время русско-турецкой и русско-японской войны. В основном все его картины являются неким прямым репортажем с места событий, показывая быт и ужасы войны. Такова картина «Шипка-Шейново ( Скобелев под Шипкой)», где Верещагин переносит на холст свои впечатления от знаменитого завершающего сражения в русско-турецкой войне.
Помимо известного шедевра, Русский музей владеет редким полотном, на котором художник не изображает батальные действия. «У дверей мечети» — картина из турецкого периода мастера, рисующая экзотический быт восточной страны.

Несколько советов для комфортного посещения
Прежде всего по поводу очередей. Они бывают и часто, предугадать заранее сложно. Если какая-то знаменитая выставка, то очередь легко может быть часа на полтора.
Я советую приходить до 11.00. И имейте ввиду — в Русский музей есть 2 входа, если с одной стороны очередь, то с другой вполне может быть свободно.

Экскурсии для всех желающих проходят 2 раза в день — в 13 и 15 часов, стоят 450 рублей за взрослого и 200 за школьника/студента/пенсионера.
Иногда на экскурсии приходит слишком много людей и сотрудники вводят списки предварительной записи. Я советую перед посещением позвонить по телефону +7 (812) 595-42-48 и уточнить — нужно ли записываться. И на всякий случай напомню — вы идете на экскурсию в Михайловский дворец (Михайловский замок — это другой корпус)

Большинство знаменитых картин постоянно ездит по выставкам, поэтому будьте готовы, что вы увидите не все. Я не смог увидеть Девятый вал, Черный квадрат Малевича и несколько других.
Рядом с каждой картиной висит описание в виде QR кода, но он не работает, Есть еще аудиогиды за 300 рублей, но по отзывам там ничего интересного, лучше попробуйте попасть на экскурсию.
Многие пишут об ужасном состоянии музея и плохом освещении — это чистая правда. Рассмотреть картины в коридорах невозможно, все засвечено. Но в главных залах с этим проблем нет.
Не стоит забывать, что Русский музей это старинное историческое здание, поэтому не стоит ждать комфортных условий при его посещении, но богатые экспозиции и редкие шедевры мастеров стоят того, чтобы потерпеть некоторые неудобства.
Информация для туриста
Режим работы: пн 10:00–20:00; ср,пт-вс 10:00–18:00; чт 13:00–21:00
Михайловский Дворец и Корпус Бенуа — это один музей и они соединены проходом, вход стоит 350 рублей.
Маршрут как добраться от метро Невский проспект (Гостиный двор) до музея:
В Корпусе Бенуа современные картины, ужасная навигация и там реально заблудиться. Мне приходилось спрашивать дорогу чтобы найти залы интересных художников, а потом найти выход.
В Михайловском дворце более классические. Заблудиться и что-то пропустить сложно, потому что один путь по которому вы идете. Тут что-то пропустить сложно
Здравствуйте. Очень бы хотелось получить ответ. Третью неделю вспоминаю, и ни как не могу. Помню что смотрела картину, она меняется от одного угла к другому. Вроде бы от правого к левому. Кто писал не помню, кажется улица была точно . Ну подскажите хоть кто-то автора и как картина называется. Видела лет 5 назад на экскурсии, вот экскурсовод была замечательная, Марина. Помогите вспомнить картину! Пожалуйста!!!
Добрый день.
Если честно, то первый раз слышу про картину. Но вы пробудили мое любопытство, полезу искать