Часто так или иначе коснувшись вопроса веб или полиграфического дизайна мы встречаем понятия растровая и векторная графика. В этом посте я постараюсь максимально подробно и доходчиво объяснить что это такое, где применяется и зачем нужно.
Растровая графика
С примерами растровой графики мы постоянно сталкиваемся в жизни: картинка в телевизоре, мониторе ноута, дисплеи планшета или смартфона — все это примеры растровой графики. Но что же такое растровая графика с технической стороны? Представьте шахматную доску, каждая клетка это минимальная, не делимая единица. В растровой графики принято называть такую минимальную единицу “пиксель”. Любое растровые изображение состоит из множества таких пикселей, которые создают своеобразную мозаику. Т.к. пиксели очень маленькие и их много, наш глаз воспринимает эту мозаику как цельное изображение.
По расширению файлов часто можно сразу понять, что они содержат в себе растровые изображение.
Форматы растровой графики
BMP, GIF, JPG и JPEG, PNG, PICT, PCX, TIFF, PSD (с некоторыми исключениями см. ниже)
Редакторы растровой графики
Их достаточно много, но основные это Photoshop и Paint brush (программа по умолчанию установленная на Windows), так же специализированные редакторы растровой графики для цифрового рисунка (например Сorel Painter).
Недостатки и ограничения растровой графики
Самым главным недостатком растровой графики является потеря качества при увеличении изображения. Что происходит когда вы растягиваете растровые изображение: между существующими пикселями графический редактор растровой графики создает дополнительные, а цвет применяет средний с сопряженными пикселями. В итоге мы получаем “размытое”, не четкое изображение. Кроме того файлы с растровой графикой имеют больший размер по сравнению с файлами векторной графики.
Если говорить о фотографиях или изображениях в которых надо передать фотографическое качество с полутонами — альтернативы раствором формату нет.
Векторная графика
Если вы не дизайнер, то с примерами векторной графики вы сталкиваетесь гораздо реже. Чаще всего векторная графика используется для создания макетов, наиболее распространена в полиграфическом дизайне. Векторная графика не может передать тона и полутона, но гораздо более удобна если речь идет о простых формах, текстах, контурных фигур. Принцип векторной графики: любой контур задается с помощью опорных точек, а все пространство рабочей области представляет собой систему координат. Любая фигура в таком пространстве описывается координатами опорных точек, соединяющими отрезками между ними и характеристиками заливки (цвет, градиент, паттерн) поверхности внутри. Т.е. любое векторное изображение это прежде всего математическая формула.
Форматы векторной графики
CDR, EPS, Ai, CMX, SVG, PSD (в некоторых случаях)
Редакторы векторной графики
Самые распространенные редакторы векторной графики это CorelDraw и Illustrator. Но есть еще одно важное исключение, которое появилось всего несколько лет назад. В Photoshop (исконно растровый редактор), есть теперь возможность использовать вектор. Поэтому Photoshop можно одновременно отнести и к редакторам растровой графики и к редактору векторной графики. Об этом рекомендую почитать отдельный пост вектор в фотошопе, где я подробно рассказываю о векторных инструментах.
Недостатки и ограничения векторной графики
Повторюсь, что векторная графика достаточно специализированная. Речи не может идти, что она сможет заменить растровый формат. Векторная графика не способна передавать тона и полутона как фотографическое изображение и служит для иных целей.
Преимущества векторного формата
Любое изображение в векторном формате можно легко масштабировать как в меньшую так и в большую сторону без потери качества. Что происходит при масштабирование векторного изображения: т.к. векторное изображение представляет собой математическое выражение, при увеличении или уменьшении программа пересчитывает координаты опорных точек и “перерисовывает” изображение по новой. Поэтому именно векторный формат обычно используется дизайнерами при разработке логотипа. Векторный логотип заказчик всегда сможет изменить в размене без потери в качестве (хоть увеличить до состояния баннера и обернуть свой офис 10 раз). Не маловажным преимуществом векторного формата так же является возможность быстрой коррекции цвета всего за пару кликов (т.к. цвет так же задается цифровым значением) и совсем небольшой размер файлов (математическая формула описывает только опорные точки, а не каждый пиксель рабочего пространства).
Новые перспективы открываются для векторных изображений с появлением формата SVG который начинает широко использоваться в веб дизайне. Современные браузеры уже поддерживают этот графический формат, который позволяет масштабировать изображения в SVG без потери качества, что актуально например при адаптивности сайта.
Я всё понел
Здравствуйте,спасибо за статью:)
Я ни разу не занималась ни векторной ни растровой графикой. Не расскажете,пожалуйста, например, большой ли популярностью и спросом пользуется та и другая графика, если работать фрилансером?
Карина, все зависит от того чем вы планируете заниматься. Векторная графика (самый популярный инструмент Illustrator) — это векторные иллюстрации, иконки и инфографика. «Хорошо» зарабатывать на векторной графике можно на стоках. Если вы готовы отрисовывать по 10 качественных изображений каждый день, то в течении года можете расчитывать на сумму от 1000$ в месяц. Но важно (!) при условии что ваша стилистика и тематика в которой вы работаете — востребована. Растровая графика в чистом виде сейчас разве что иллюстраторами используется, для этого надо долго учиться, иметь талант, ну и теа очень специфичная. Т е очереди клиентов ожидать не стоит. Зато есть направление веб дизайна и дизайна интерфейсов — сейчас это стык растровой и векторной графики — нужно знать очень хорошо Photoshop и/или Скетч и поверхностно Illustrator. Все так же зависит от усердия и таланта, но даже на старте можно разрабатывать дизайн сайтов или одностраничников от 5 000 р. Правда, желательно еще обладать базовыми знаниями в маркетинге. Признанные веб дизайнеры берут от 25 000 р. за проект и до бесконечности.