Храм Спаса на крови я советую не только посмотреть снаружи, но и зайти внутрь.
Содержание
Реставраторы проделали просто огромную работу.
Место гибели Александра II
Собор спаса на Крови построен на месте гибели императора Александра II. Террористы из народной воли устроили огромную операцию по его уничтожению.
Сначала в него стреляли на Дворцовой площади, но император оказался непрост. После первого выстрела он развернулся и помчался в Зимний, но не просто помчался, а начал скакать зигзагами, уворачиваясь от пуль.
После этого Народовольцы хотели заминировать мост, где обязательно должен был проехать Александр, но главный бомбист просто проспал и не пришел.
Мне кажется именно тогда руководство народной воли осознало, что у них в подчинении идиоты и начали готовиться серьезно.
Сперва они в течение 3-х месяцев следили за Александром и выявили все его маршруты.
Сняли лавку в полуподвальном помещении на одном из маршрутов, прокопали подземных ход и хотели взорвать мостовую.
Если бы это не сработало, то по сторонам стояли бы еще 4 человека с бомбами.
Если бы и бомбы не взяли царя, то глава этой операции Желябов, должен был прыгнуть в карету и заколоть императора кортиком. Фаталити так сказать.
Казалось бы, что может пойти не так? Ну во-первых, пока они 3 месяца следили, полиция тоже без дела не сидела и начались массовые аресты руководителей народной воли.
За 2 дня до покушения арестовали самого Желябова, главу этой ячейки. И покушение возглавляет Перовская, легендарная игла.
И вот день покушения, все на своих местах, все ждут, но тут император берет и меняет маршрут, чтобы заехать к своей кузине.
Мина под мостовой уже бесполезна, Народовольцы срочно переходят на новую точку, а мы же помним что они фанатики, но не очень умные. Поэтому у них сбивается очередность кто когда кидает, да и пути отхода не готовы.
Едет император, и первый бомбист кидает бомбу — кидает он ее почему-то в лошадей. Взрыв ранил несколько лошадей и охранников.
И тут происходит неожиданное. Александр II выходит из кореты и идет к бомбисту, чтобы узнать его национальность. Он надеялся что это поляк, они в то время входили в Российскую империю и яро требовали независимости.
Не знаю, стоила ли эта информация того, но в это мгновение вылетел второй народоволец и бросил заряд уже под ноги Царя.
Теперь вы можете видеть в Соборе Спаса на крови часть брусчатки того времени, где и погиб Император.
История Создания — кратко
Поговорим теперь о том, как строился храм Спас на Крови. Почему так называется эта красивая питерская церковь с многоцветными пестрыми куполами? Дело в том, что на этом месте, в марте 1881 года произошло покушение на российского императора Александра II, того самого, который отменил в России крепостное право и цензуру.
И хотя официально эту церковь, как и полагается по канонам православия, посвятили Воскресению Христа, в народе она получила название «на крови», что как бы указывало на то, что здесь была пролита кровь царя. А Спас – это же и есть Христос, Спаситель. В названии храма еще много смыслов – например, как Христос воскрес, так и царь «освободитель» преодолеет смерть и воскреснет.
Люди даже говорили, что убийство этого императора равнозначно второму распятию Христа. Поэтому Спас на Крови должен был напоминать о Голгофе. А яркое и красочное убранство собора должно было не только свидетельствовать об этой трагической гибели монарха, но и внушать надежду на вечную жизнь.
Часовня
Сначала на том месте, где убили императора, поставили памятный знак. Его днем и ночью охранял часовой. Потом, в апреле 1881 года, у решетки Летнего сада соорудили часовню. Она была деревянной, с претензиями на грациозность, сделанной в виде павильона, а на крыше стоял небольшой позолоченный купол с крестом. Автором часовни был известный архитектор Бенуа, а оплатили эти работы богатые купцы. Так что государство на нее ничего не потратило.
Но император Александр III, наследник погибшего царя, заявил, что часовни недостаточно, и именно на этом месте нужно возвести настоящий собор. Поэтому и построили церковь на набережной, что было очень необычным расположением. Новый император также захотел, чтобы храм в память его отца напоминал как о его гибели, так и вызывал чувство надежды и восхищения величием государства. И он объявил конкурс на лучший проект сразу же после убийства, пока строилась часовня.
Конкурс
Очень много лучших зодчих России решили посоревноваться за такой престижный проект. Они создавали модели будущего храма, которые выставляли в Михайловском саду. Сначала комиссия выбрала 8 проектов, которые предлагали построить церковь в византийском стиле – помпезном, роскошном и зрелищном.
Но Александр III заявил, что хотел бы видеть храм в стиле нарядной и красивой русской старины, как строили в 17 веке, например, в Ярославле. Он хотел, чтобы был виден народный, национальный характер постройки – купола в виде «теремков» и шатров, разноцветные изразцы, узкие, словно бойницы окна, кованые украшения и богатый декором дизайн. Александру III нравился идеализированный стиль московских царей, так чтобы все выглядело под старину, словно еще до реформ Петра.
Поэтому все отобранные комиссией проекты ему не понравились, и он объявил новый конкурс под названием «Старина», за которым следил лично. Но и предложенные во второй раз проекты император снова отверг. Он сам взялся выбирать то, что соответствовало его идеям, и остановился на совместном замысле архитектора Парланда и архимандрита Игнатия.
Иеромонах (монах, занимающий высокий пост в церковной иерархии) Игнатий из Троице-Сергиева монастыря был консультантом этого проекта, как сказали бы сейчас. Однако архимандрит был церковным деятелем, а не архитектором, и по поводу его участия в проекте тоже было много споров и возражений. Большинство ученых архитекторов сочли его вмешательство политической агиткой и всячески критиковали.
При этом даже говорили, что Парланд, пользуясь своими связями с церковными кругами, заморочил царю голову красиво раскрашенными чертежами, но само его творение было полно нелепостей. Поэтому император взял проект Парланда только за основу.
Ему также понравилось предложение сделать мемориальную церковь такой, чтобы она напоминала собор Василия Блаженного. Члены Академии Художеств, президентом которой был брат царя, тоже внесла свою лепту. Наконец, утвердили вариант, который уже совсем не напоминал первоначальную идею Игнатия и Парланда. Решили не просто построить церковь, а настоящий комплекс из храма, музея, башен и часовен. Тем более что уже тогда Александр III вовсю продвигал лозунг «Самодержавие, православие и народность». Он хотел сделать его популярным, визуализировать. И храм Спаса на Крови должен был стать архитектурным воплощением этого лозунга, так сказать, плакатом в камне и изразцах.
Строительство
Строить храм начали только через десять с лишним лет после гибели царя. Император сам заложил первый камень, как это было принято. Впервые в истории Петербурга церковь эту поставили на бетонном фундаменте толщиной больше метра, а не на сваях. Сам храм возвели из кирпича и облицевали гранитом, мрамором, так чтобы было прочно и долговечно.
Украшали церковь цветными изразцами из фарфора. Купола покрыли эмалированной медью, что сделало их яркими, а затем позолотили. Много времени и усилий потребовало и украшение храма. Ведь из-за влажности климата решено было покрыть собор не фресками и росписями, чтобы они не отсырели, а мозаикой. А для отделки внутреннего убранства использовались камни-самоцветы более десятка разных видов. Над ними трудились как русские и немецкие, так и итальянские мастера.
К тому же, царь настаивал на том, чтобы часть брусчатки, на которой пролилась кровь его отца, была оставлена нетронутой и была перенесена в храм. Это тоже было сделано. Пока собор строился, брусчатка, часть решетки и гранитные плиты, обагренные кровью императора, поместили в отдельную часовню, а потом вернули на место. А над ними сделали надстройку в виде сеней, то есть, прихожей в древнерусском доме. И сейчас на эту мостовую может взглянуть любой желающий.
Строили собор очень долго, чуть ли не четверть века, и освятили только в следующем столетии – в 1907 году, хотя планировалось, что все будет завершено к 1890 году. Последними соорудили крыльца и врата с серебряным орнаментом. Оказалось, что во время строительства были украдены и растрачены казенные средства, но дело замяли, потому что в нем оказался замешанным брат царя, великий князь Владимир Александрович.
Пока шло разбирательство, назначили новую комиссию для руководства строительством, которую возглавил сам Парланд. Поговаривали, что и она затягивала строительство бюрократическим крючкотворством, чтобы можно было подольше получать дивиденды на таких престижных должностях. Интересно, что сам собор с его вроде бы старинным внешним видом строили с применением всех передовых технологий. Электрическое освещение, оригинальная система отопления паром, хитроумные защитные сооружения, которые не позволяли воде канала проникать под фундамент – все это просто достойно восхищения! А весь район Петербурга вокруг был полностью перестроен, чтобы Спас на Крови смотрелся эффектно. Правда, при этом вырубили часть Михайловского сада. А ведь там были деревья, посаженные еще при Петре I.
Собор во время войны
Во время блокады Ленинграда из Собора сделали морг. Сюда свозили огромное количество трупов из центра города, которые умерли от холода, голода и бомбежек.
Сам собор тоже не маскировали и он очень сильно пострадал от авиаударов.
Снаружи можно видеть некоторые стены, посеченные осколками.
Архитектура
Когда вы приближаетесь к Собору Спаса на Крови, то сразу замечаете, как он оригинально смотрится на фоне окружающих зданий – весь такой многоцветный и радостный, с нарядными куполами. Церковь построена из коричневого кирпича, который отлично оттеняет мозаику.
Обойдите храм вокруг и полюбуйтесь его пристройками – все они похожи на сказочные теремки. Это и есть тот самый русский, или, как говорят придирчивые историки, «псевдорусский» стиль, который так полюбился Александру III, и который удалось воплотить в жизнь архитектору Парланду.
Сам архитектор Альфред Александрович Парланд – весьма интересная личность. Его предки родом из Шотландии. Но родился он в Петербурге и окончил Академию Художеств, где и преподавал несколько лет. Затем ему удалось получить царскую стипендию для обучения за рубежом. За такие стипендии между художниками шла настоящая борьба, и Парланд уже здесь продемонстрировал хорошую хватку.
Пожив за границей пять лет, он вернулся уже академиком. И когда он решил принять участие в конкурсе проектов на сроительство памятного собора на месте гибели Александра II, именно к нему обратился со своими идеями архимандрит Игнатий. Альфред Парланд, долго не думая, принял предложение монаха, зная, что тот имеет большое влияние на царскую семью. Результат нам известен.
Нельзя сказать, что Парланд добился утверждения своего проекта исключительно интригами – он действительно был большим талантом, и, кроме того, большим поклонником псевдорусского стиля. Он хотел, чтобы в Петербурге было больше памятников, подобных московским храмам, поскольку считал, что из-за Петра I русская архитектура лишилась чего-то народного, самобытного. Поэтому он возвел храм в народно-декоративных традициях, но, конечно, не забывая и об академических пропорциях, чтобы здание красиво смотрелось.
Сам собор Спаса на Крови – это своего рода каменный шатер, который опирается на четыре главные боковые башни. Центральная – пятая башня шатра – самая высокая и утонченная. На главных и боковых башнях собора сделаны купола.
Боковые купола позолоченные, а главные покрыты ювелирной эмалью – очень сложной по технике, так в те времена только кольца и серги украшали. Это тоже была идея Парланда. Всего эмаль занимает около 1 квадратного километра – такого никто в русском зодчестве не делал! Эти «эмалированные луковицы» и делают Спас на Крови похожим на собор Василия Блаженного.
Колокольня собора тоже завершается куполом – совсем как храм Ивана Великого в Московском Кремле. Она как раз построена над местом смертельного ранения императора. С обеих сторон к колокольне ведут крыльца, словно в старинный терем. Всего в соборе 9 куполов или, как раньше говорили, глав.
Мозаика на внешних стенах собора – это настоящие религиозные картины по наброскам художника-сказочника Васнецова. Поэтому они сделаны ярко и красочно. Все мозаичные картины связаны по смыслу с евангельскими событиями – «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста и «Сошествие в ад».
Парланд вначале хотел, чтобы Васнецов делал эскизы всех мозаик, но художник был очень занят. Поэтому архитектор сделал многие наброски сам, а другие поручил не менее известным живописцам. Под главным куполом мозаикой выложены слова покаянной молитвы одного из Отцов Церкви Василия Великого.
С севера и юга храм украшен своеобразными каменными кокошниками. Окна обрамлены фигурными наличниками. А облицован он благородными материалами – гранитом, мрамором, декоративным немецким кирпичом. Кроме того фасад храма украшен очень мелким орнаментом с пестрыми узорами, подобно тому, как строились церкви в Москве и Ярославле в 17 веке. Все это перемежается с ажурными арками и резными колоннами, которые смотрятся просто великолепно. Из-за своей планировки и отделки собор похож на каменный цветок или живописную шкатулку. Он очень яркий, благодаря разноцветным материалам, которыми он украшен – мозаика, эмаль, изразцы, разноцветная черепица… Ведь Парланд специально изучал старинную русскую архитектуру, отбирая из нее самые удивительные и нарядные решения, самые декоративные и в то же время самобытные черты. Результат превзошел все ожидания!
Внутренняя отделка храма
Но когда вы войдете в собор, то от разноцветного интерьера у вас просто глаза разбегутся! Самоцветов и горных пород, которыми облицованы стены, а также их цветовых сочетаний здесь не счесть. Это редкие камни удивительной красоты из разных регионов России, а также многих стран мира – яшма, серпентинит, родонит, мрамор, порфир… Они то контрастируют, то гармонируют друг с другом. Прямо вспоминаются легенды о «малахитовой шкатулке».
Стены и колонны
Внизу стены на высоту 2,5 метров облицованы зеленым мрамором из Калабрии, с юга Италии. Из него же сделаны и резные скамейки, которые стоят вдоль стен. Огромные центральные колонны – пилоны (называются так, потому что образцом для них послужила архитектура древнеегипетских храмов) сделаны из удивительного камня, добываемого под Житомиром. Это лабрадорит, темный камень сам по себе. Но если к нему присмотреться, из него начинают проступать синие, серебрисные и золотисные искры – он словно начинает светиться. Особенно это видно в полумраке храма.
Мозаика
Мозаичных изображений столько, что на одно их перечисление ушли бы часы. Недаром это собрание считается крупнейшим в Европе. И не зря, ведь всего мозаикой внутри храма покрыта площадь более 7 000 квадратных метров. Недаром собор прозвали «музеем мозаики». Ведь гуляя по нему, можно познакомиться со всеми видами этого искусства.
Вся мозаика собора создавалась в технике смальты. Это старинный способ выкладывания мозаики из кусочков цветного непрозрачного стекла различной формы. Он требует очень кропотливого труда. Эту технику выбрали для украшения храма по разным причинам, в том числе и потому, что такое стекло очень долговечно, можно подобрать огромное количество цветов и оттенков, и, к тому же, мозаика на смальте имеет интересный эффект – она светится изнутри. Живой живописи в соборе нет.
Несмотря, что над этими картинами работали разные художники, они все смотрятся как одно целое. Вначале над ними трудилась только мастерская Парланда, но работы было так много, что была задействована целая армия художников, всего около 30. Можно назвать хотя бы несколько громких фамилий – Фролов, Нестеров, Харламов, и, конечно, Васнецов.
Буквально каждый сантиметр внутреннего убранства храма покрыт мозаикой. Только на стенах разместилось 250 икон пророков, святых и мучеников, что тоже наводит на мысль о мученической смерти царя. В проходах между арками – много картин с сюжетами из Ветхого Завета.
Но большинство изображений, конечно же, посвящены Христу. В главном куполе, если поднимете голову, вы увидите икону Пантократора, то есть Вседержителя, Христа, который является царем мироздания. На центральных стенах и потолке много картин о земной жизни Спасителя. А западная часть храма расписана сценами страданий Христа
Очень интересное и редкое мозаичное изображение Христа находится внутри северо-восточного купола – «Спас Благое Молчание». Там Спаситель изображен еще до прихода к людям, в виде ангела с крыльями. Под юго-восточным куполом Христос предстает перед нами в виде подростка, или, как говорили раньше, отрока. На востоке собора – явление Христа ученикам после Воскресения.
Сень и алтарь
Резной купол и колонны сени возле входа в храм – то есть, места, где находится брусчатка с кровью царя – отделаны полудрагоценными камнями, в том числе алтайской яшмой. Алтарь сделан из итальянского мрамора разных оттенков. Он специально спроектирован так, чтобы цвета плавно переходили друг в друга — от красно-коричневого до практически белого.
Иконостас тоже каменный, но кажется вырезанным из дерева. Если вы станете осматривать главный иконостас, то с обеих сторон увидите декоративные полки для хранения самых ценных икон – киоты. Их нижняя часть сделана из серого камня яшмы, а верхняя – из пастельной и бежевой уральской яшмы. В одном киоте есть неординарная икона Александра Невского, где князь и святой изображен в профиль. А справа и слева от царских врат – изумительные иконы по рисункам Васнецова – Богоматерь и Спаситель.
Пол
Пол собора тоже полностью мозаичный. Когда вы входите в собор, то на первый взгляд кажется, что у вас под ногами роскошный ковер. Но на самом деле это как бы 45 разных каменных ковров. Мозаика покрывает целых 600 квадратных метров, и при этом узор нигде не повторяется!
Парланд задумал этот пол на этот раз не в национальном декоративном стиле, а в подражание античности. Поэтому узоры мозаики, хотя и многоцветные, но строгие, геометрические и классические. Они просто создают впечатление у входящего, что собор еще больше и шире, чем он есть на самом деле.
Мрамор для пола поставила знаменитая генуэзская фабрика «Нови». Самое интересное, что когда в советское время этот пол был разрушен, а в начале 2000-х стал реставрироваться, именно та же итальянская фирма, которая существует до сих пор, поставила камень для восстановления пола, и даже отправила своих специалистов помогать при реставрации. Вот это называется традиции!
Полезная информация
Стоимость входа:
- взрослые — 350 рублей,
- дети от 7 до 18 — 100 рублей,
- дети до 7 лет бесплатно
На входе можно взять аудиогид за 200 рублей.
Лайфхак №1: В кассы всегда большая очередь, но на входе стоят автоматы для продажи электронных билетов. Стоят столько же и там не было никого.
Лаййфхак №2: Спросите на входе когда будет экскурсия, она входит в стоимость билета. Рассказывают очень интересно.
Внутри можно взять аудиогид за 200 рублей
Как дойти от метро
Проще всего идти от метро Невский проспект, там большая пешеходная улица и можно спокойно проехать с Коляской.
Хотя людей всегда очень много.
Парковку рядом найти почти невозможно, поэтому лучше добираться на метро.
Опечатка:
в начале главы «Мозайка»
«…покрыта площадь более 7 квадратных километров.» правильнее написать, как в заголовке статьи «… более 7000 квадратных метров.»
Большое спасибо за вашу интересную статью, очень помогла в подготовке к экзамену. Только нужно исправить неточность, Часовню поставили не у Летнего, а у Михайловского сада.
Добрый день. Спасибо. Надо будет перепроверить, я имел ввиду эту часовню, насколько знаю она тоже поставлена из-за этого события: https://site2max.ru/saint-petersburg/letnij-sad/#i-10